Кружок "Грамотейка"
Программа занятий
Развитие звуко-буквенного анализа и интереса к чтению(5-6 лет) - 36 ч.
1-й год обучения
Раздел 1. Подготовительный.
Тема 1. Знакомство с многообразием слов. (Количество часов: теория – 0,5, практика – 0,5)
Теория: Учить понимать и правильно употреблять термин «слово», понимать, что слова бывают
разные. Познакомить с многообразием слов, простейшим моделированием – слово можно нарисовать
в виде прямоугольника.
Практика: Игра «Обведи правильно», «Назови правильно». Знакомим с моделированием.
Тема 2. Деление слов на слоги. (Количество часов: теория – 0,5, практика – 0,5)
Теория: Учить делить слова на слоги. Учить подбирать слово к схеме.
Практика: Игра «Раздели правильно», «Скажи правильно».
Раздел 2. Знакомство с гласными звуками и буквами – А, О, У, Ы, Э.
Тема 3. Звук и буква А. (Количество часов: теория – 0,5, практика – 0,5)
Теория: Познакомить с гласным звуком А и его условным обозначением – красный квадрат.
Учить определять место звука А в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в
слове, используя его условное обозначение. Учить внимательно слушать текст стихотворения,
выделяя в нем слова, в которых есть звук А.
Практика: Графическое изображение. Рисование матрешек. Написание буквы А в клетке.
Тема 4. Звук и буква О. (Количество часов: теория – 0,5, практика – 0,5)
Теория: Познакомить с гласным звуком О и его условным обозначением. Учить определять место
звука О в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя
условное обозначение. Учить внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в
которых есть звук О.
Практика: Графическое изображение. Рисование мячей. Написание буквы О в клетке. Игра
«Схема – слово».
Тема 5. Звук и буква У. (Количество часов: теория – 0,5, практика – 0,5)
Теория: Познакомить с гласным звуком У и его условным обозначением. Учить определять место
звука У в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя
условное обозначение. Учить внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в
которых естьзвук У.
Практика: Рисование крючков. Графическое изображение и написание буквы У. Игра «Соедини
правильно».
Тема 6. Звук и буква Ы. (Количество часов: теория – 0,5, практика – 0,5)
Теория: Познакомить с гласными звуками Ы, и их условным обозначением. Учить определять место
звука Ы в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя
условное обозначение. Учить внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в
которых есть звуки Ы.
Практика: Игра «Слово – схема», «Ну-ка, буква, отзовись». Графическое изображение.
Тема 7. Звук и буква Э. (Количество часов: теория – 0,5, практика – 0,5)
Теория: Познакомить с гласным звукам Э и его условным обозначением. Учить определять место
звука Э в словах. Учить внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых
есть звуки Э. Познакомить с буквой Э как с письменным обозначением звука Э. Учить писать
печатную букву Э, используя образец.
Практика: Игра «Закончи предложение», «Напиши правильно». Графическое изображение.
Игра «Кто больше».
Тема 8. Гласные звуки и буквы: А,О,У,Ы,Э. (Количество часов: теория – 0,5, практика – 0,5)
Теория: Формировать умение читать слова из пройденных букв УА, АУ. Закреплять знания о
главных звуках и буквах А, О, У, Ы, Э. Закреплять умение определять первый звук в названиях
предметов и находить соответствующую букву. Закреплять умение называть слова с заданным
звуком.
Практика: Игра «Напиши и прочитай», «Кто больше?», «Кто в каком домике живет?», «Закрась
правильно», «Звук и буква», «Подскажи словечко».
Раздел 3. Знакомство с сонорными согласными – Л, М, Н, Р.
Тема 9. Звук и буква Л. (Количество часов: теория – 0,5, практика – 0,5)
Теория: Познакомить со звуком Л, как согласным звуком и его условным обозначением – синий
квадрат. Учить читать слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. Познакомить с печатным написанием буквы Л,
используя образец.
Практика: Игра «Назови первый звук», «Предмет, схема», «Раздели правильно». Графическое
изображение буквы Л.
Тема 10. Звук и буква М. Чтение слогов, слов. Ударение.
(Количество часов: теория – 0,5, практика – 0,5)
Теория: Познакомить со звуком М, как согласным звуком и его условным обозначением. Учить
читать слоги МА, МО, МУ, МЫ, МЭ. Познакомить с печатным написанием буквы М, используя
образец. Учить определять первый слог в словах. Учить читать слова из пройденных букв –мама,
мыло. Познакомить с ударением и его обозначением, с ударным слогом, ударными гласными.
Практика: Игра «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове», «Слоговые домики».
Графическое изображение буквы М. Читаем первые слова.
Тема 11. Звук и буква Н. Чтение слогов. Написание и чтение слов.
(Количество часов: теория – 0,5, практика – 0,5)
Теория: Познакомить со звуком Н, как согласным звуком и его условным обозначением. Учить
читать слоги НА, НО, НУ, НЫ, НЭ. Познакомить с печатным написанием буквы Н, используя
образец. Учить писать слова – луна, мыло с помощью условных обозначений и букв.
Практика: Игра «Подскажи словечко», «Определи место звука в слове», «Соедини правильно»,
«Слово, схема, предмет», «Кто больше?». Графическое изображение буквы Н.
Тема 12. Звук и буква Р. Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения.
(Количество часов: теория – 0,5, практика – 0,5)
Теория: Познакомить со звуком Р, как согласным звуком и его условным обозначением . Учить
читать слоги РА, РО, РУ, РЫ, РЭ. Познакомить с буквой Р, как письменным знаком звука Р. Учить
читать предложение, познакомить со словесным составом предложения и условным обозначением.
Практика: Игра «Подскажи словечко», «Закрась правильно», «Слова и слоги». Графическое
изображение буквы Р. Читаем предложения.
Тема 13. Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение
слогов, слов. (Количество часов: теория – 0,5, практика – 0,5)
Теория: Продолжать учить соотносить звук и букву. Закреплять умение читать слоги из пройденных
букв. Различать гласные и согласные, определять место звука в слове.
Практика: Игра «Как зовут мальчика?», «Звук потерялся», «Закрась правильно», «Звук и буква»,
«Подскажи словечко». Читаем слоги.
Раздел 4. Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И.
Тема 14. Буква Я. Чтение слогов, слов, предложений.
(Количество часов: теория – 0,5, практика – 0,5)
Теория: Познакомить с гласной буквой Я и её условным обозначением – красный квадрат. Учить
читать слоги МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, НА-НЯ, РА-РЯ. Познакомить с печатным написанием буквы Я.
Познакомить с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением – зелёный квадрат.
Практика: Игра «Загадки и отгадки», «Как зовут девочку?», «Раздели правильно». Графическое
изображение буквы Я. Читаем и записываем предложение.
Тема 15. Буква Ю. Чтение слогов, слов. (Количество часов: теория – 0,5, практика – 0,5)
Теория: Познакомить с гласной буквой Ю и её условным обозначением – красный квадрат.
Познакомить с печатным написанием буквы Ю. Познакомить с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их
условным обозначением – зелёный квадрат. Продолжать учить соотносить звук и букву,
дифференцировать гласные, согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки. Продолжать
знакомить с ударным слогом, ударными гласными, обозначением ударения.
Практика: Игра «напиши правильно», «Как зовут девочку, мальчика», «Читай и записывай знаками».
Графическое изображение буквы Ю.
Тема 16. Буква Е. Чтение слогов, слов. Составление предложений. (Количество часов: теория –
0,5, практика – 0,5)
Теория: Познакомить с буквой Е и её условным обозначением – красный квадрат. Познакомить с
печатным написанием буквы Е. Познакомить с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным
обозначением – зелёный квадрат. Составлять предложение из трех слов по картинке и записывать его
условными знаками.
Практика: Игра «Подскажи словечко», «Соедини правильно». Графическое изображение буквы Е.
Читаем слоги и слова. Составляем и записываем предложение знаками.
Тема 17. Буква Ё. Чтение слогов, слов. (Количество часов: теория – 0,5, практика – 0,5)
Теория: Познакомить с гласной буквой Ё и её условным обозначением – красный квадрат.
Познакомить с печатным написанием буквы Ё. Познакомить с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их
условным обозначением – зелёный квадрат. Продолжать учить соотносить звук и букву,
дифференцировать гласные, согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки.
Практика: Игра «Слушай. Смотри, пиши», «Буквы рассыпались», «Ну-ка, буква, отзовись»,
«Подскажи словечко». Графическое изображение буквы Ё. Читаем слоги и слова.
Тема 18. Буква И. Чтение слогов, слов. (Количество часов: теория – 0,5, практика – 0,5)
Теория: Познакомить с гласным звуком И и её условным обозначением – красный квадрат.
Познакомить с печатным написанием буквы И. Познакомить с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их
условным обозначением – зелёный квадрат.
Практика: Игра «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове», «Предмет, схема, слово».
Графическое изображение буквы И. Читаем слоги.
Тема 19. Закрепление пройденного материала. (Количество часов: теория – 0,5, практика – 0,5)
Теория: Продолжать учить читать слоги и слова – мяу, му, юла, лимон. Различать твердость мягких и
твердых согласных, закреплять умение определять ударные гласные звуки. Учить читать
предложение, определять первое, второе, третье слово в нем.
Практика: Игра «Слоговые листочки», «Напиши правильно», «Кто больше». Читаем предложения.
Графическое изображение гласных Я, Ю, Е, Ё, И.
Раздел 5. Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по
звонкости/глухости.
Тема 20. Звуки Г-К, К-КЬ, Г-ГЬ. Буквы Г,К. (Количество часов: теория – 0,5, практика – 0,5)
Теория: Познакомить со звуком Г и К, как звонкими и глухими согласными. Познакомить со звуками
Г-ГЬ, К-КЬ. Закреплять умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат
– твёрдый согласный, зелёный квадрат – мягкие согласные Познакомить с печатным написанием
буквы К, Г. Учить читать слоги с Г + 10 гласных, с К + 10 гласных.
Практика: Игра «Подскажи словечко», «Слово, схема», «Слоговые домики». Графическое
изображение буквы Г, К по точкам, самостоятельно. Составление и запись предложения знаками.
Тема 21. Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ. Буквы Д, Т. Чтение слогов, предложений. (Количество часов: теория –
0,5, практика – 0,5)
Теория: Познакомить со звуком Д и Т, как звонкими и глухими согласными. Познакомить с буквами
Д, Т, как письменными знаками звуков Д-Т, ДЬ-ТЬ. Познакомить со звуками Д-ДЬ, Т-ТЬ.
Познакомить с печатным написанием буквы Д, Т. Учить читать слоги с Д + 10 гласных, с Т + 10
гласных.
Практика: Игра «Загадки и отгадки», «Узнай, какой звук», «Слоговые домики». Графическое
изображение буквы Д, Т по точкам, самостоятельно. Чтение и запись предложения знаками.
Тема 22. Звуки В-ВЬ, Ф-ФЬ. Буквы В, Ф. Чтение слогов и предложений. (Количество часов: теория
– 0,5, практика – 0,5)
Теория: Познакомить со звуком В и Ф, как звонкими и глухими согласными. Познакомить с буквами
В, Ф и звуками В-ВЬ, Ф-ФЬ. Познакомить с печатным написанием буквы В, Ф. Учить читать слоги с
В + 10 гласных, с Ф + 10 гласных.
Практика: Игра «Подскажи словечко», «Определи место звука в слове», «Слоговые домики».
Графическое изображение буквы В, Ф по точкам, самостоятельно.
Тема 23. Звуки З-ЗЬ, С-СЬ. Буквы З,С. Чтение слогов, слов.
(Количество часов: теория – 0,5, практика – 0,5)
Теория: Познакомить со звуком З и С, как звонкими и глухими согласными. Познакомить с буквами
З, С и звуками З-ЗЬ, С-СЬ. Познакомить с печатным написанием буквы З, С. Учить читать слоги с З
+ 10 гласных, с С + 10 гласных.
Практика: Игра «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове», «Слоговые домики», «Допиши
и прочитай» . Графическое изображение буквы З, С по точкам, самостоятельно.
Тема 24. Звуки Б-БЬ, П-ПЬ. Буквы Б, П. Чтение слогов, слов и предложений. (Количество часов:
теория – 0,5, практика – 0,5)
Теория: Познакомить со звуком Б и П, как звонкими и глухими согласными. Познакомить с буквами
Б, П и звуками Б-БЬ, П-ПЬ. Познакомить с печатным написанием буквы Б, П. Учить читать слоги с Б
+ 10 гласных, с П + 10 гласных.
Практика: Игра «Загадки и отгадки», «Соедини правильно», «Слоговые домики», «Буквы
рассыпались». Графическое изображение буквы Б, П по точкам, самостоятельно.
Тема 25. Буквы и звуки Ж-Ш. Чтение слогов, слов.
(Количество часов: теория – 0,5, практика – 0,5)
Теория: Познакомить со звуками Ж – Ш – звонкими и глухими, их условным обозначениям – синий
квадрат. Познакомить с печатным написанием буквы Ж, Ш.
Практика: Игра «Подскажи словечко», «Предмет, слово, схема», «Слоговые домики». Графическое
изображение буквы Ж, Ш.
Раздел 6. Знакомство с одиночными согласными: Х, Ч, Щ, Ц, Й, Ь и Ъ и их особенностями.
Тема 26. Буква Х. Звуки Х-ХЬ. Чтение слогов, слов и предложений. (Количество часов: теория –
0,5, практика – 0,5)
Теория: Познакомить с печатной буквой Х и звуками Х-ХЬ. Познакомить с печатным написанием
буквы Х. Учить читать слоги с Х + 10 гласных.
Практика: Игра «Подскажи словечко», «Закончи предложение», «Слоговые домики». Чтение
рассказа «Утро в деревне». Графическое изображение буквы Х.
Тема 27. Буквы и звуки Ч-Щ. Чтение слогов, предложений.
(Количество часов: теория – 0,5, практика – 0,5)
Теория: Познакомить со звуками Ч, Щ, как глухими согласными, мягкими согласными, их условным
обозначением – зелёный квадрат. Познакомить с печатным написанием буквы Ч, Щ.
Практика: Игра «Подскажи словечко», «Соедини правильно», «Слоговые домики». Графическое
изображение буквы Ч, Щ. Чтение отрывка из стихотворения.
Тема 28. Звук и буква Ц. Чтение слогов, стихотворных текстов.
(Количество часов: теория – 0,5, практика – 0,5)
Теория: Познакомить с согласным твёрдым звуком Ц. Учить интонационно выделять звук Ц в
словах. Познакомить с печатной буквой Ц, как письменным знаком звука Ц.
Практика: Игра «Загадки и отгадки», «Буквы рассыпались», «Слоговые шарики». Графическое
изображение буквы Ц. Чтение отрывка из стихотворения.
Тема 29. Звук и буква Й. Чтение слов, стихотворных текстов.
(Количество часов: теория – 0,5, практика – 0,5)
Теория: Познакомить с мягким согласным звуком Й и его условным обозначением – зелёный
квадрат. Познакомить с печатной буквой Й, как письменным знаком звука Й.
Практика: Игра «Подскажи словечко», «Буква потерялась», «Предмет, слово, схема». Графическое
изображение буквы Й. Чтение считалки.
Тема 30. Буква Ь. Чтение слов, стихотворных текстов.
(Количество часов: теория – 0,5, практика – 0,5)
Теория: Познакомить с буквой Ь и его смягчающей функцией. Познакомить с печатной буквой Ь.
Практика: Игра «Слово, схема», «Буква потерялась», «Допиши и прочитай», «Допиши слово».
Тема 31. Буква Ъ. Чтение слов, стихотворных текстов.
(Количество часов: теория – 0,5, практика – 0,5)
Теория: Познакомить с буквой Ъ. Познакомить с печатной буквой Ъ.
Практика: Игра «Слово, схема», «Звук, буква, слово», «Найди букву». Чтение стихотворений.
Раздел 6. Повторение и закрепление пройденного материала.
Тема 32. Чтение слов, слогов, предложений. (Количество часов: теория – 0,5, практика – 0,5)
Теория: Учить читать слова и дописывать подходящее по смыслу слово. Закреплять умение
определять в предложении 1-е, 2-е и 3-е слово.
Практика: Игра «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся», «Допиши правильно».
Разгадывание ребусов и загадок.
Тема 33. Чтение слов, составление предложений по сюжетным картинам.
(Количество часов: теория – 0,5, практика – 0,5)
Теория: Продолжать учить различать гласные и согласные звуки и буквы, составлять и записывать
предложения по сюжетным картинам.
Практика: Игра «Допиши гласные буквы и прочитай слова», «Допиши согласные буквы и прочитай
слова», «Составь и запиши предложения», «Подскажи словечко».
Тема 34. Алфавит. Чтение стихотворения. (Количество часов: теория – 0,5, практика – 0,5)
Теория: Познакомить с алфавитом.
Практика: Игра «Необычный дом». Чтение стихотворения.
Тема 35 - 36. Педагогическая диагностика. (Количество часов: теория – 0, практика – 2)
Практика: Выполнение диагностических заданий.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»